ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
ИЗДЕЛИЯ 8К14 (8К14-1)
(ОП/8К14)
Глава VI.
ХВОСТОВАЯ ЧАСТЬ
6. Рулевой агрегат
Рулевой агрегат изделия является элементом системы управления, преобразующим электрические командные сигналы в соответствующее движение рулей.
Рулевой агрегат состоит из четырех рулевых машин, четырех потенциометров, четырех графитированных рулей, связанных с рулевыми машинами системой тяг и рычагов.
Рулевая машина
Рулевая машина является силовым исполнительным элементом автомата стабилизации изделия и предназначена для поворота рулей в соответствии с поступающим на нее командным током. Принципиальная схема рулевой машины приведена на рис. 6.12.
Шестеренчатый насос, состоящий из ведущей шестерни 6 и двух ведомых шестерен 5, приводится в действие электродвигателем постоянного тока. Насос забирает масло из масляной ванны и нагнетает его по двум каналам в две полости рабочего цилиндра 4. В обоих каналах гидравлической системы имеются перепускные отверстия П, через которые масло может поступать обратно в ванну.
Проходные сечения этих отверстий изменяются поршнями золотникового механизма 1, шарнирно прикрепленными к качалке 2, которая в свою очередь жестко закреплена на валике поляризованного реле 3.
При подаче напряжения питания на электродвигатель и реле 3 рулевой машины и при отсутствии командного тока валик реле остается неподвижным, а золотниковые поршни одинаково перекрывают перепускные отверстия П. При этом в обеих полостях цилиндра создается ровное так называемое начальное давление. Рабочий поршень неподвижен.
При подаче на реле командного тока валик реле поворачивается, перемещая качалки с поршнями золотникового механизма. При этом перепускные отверстия перекрываются неодинаково, соответственно изменяется и расход масла через эти отверстия. Давление в одном из каналов нагнетания возрастает, а в другом падает. Когда в рабочем цилиндре создается перепад давления, необходимый для преодоления внешнего момента на выходном валу рулевой машины, поршень начинает движение. Поступательное движение поршня с помощью кривошипно-шатунного механизма преобразуется во вращательное движение выходного вала рулевой машины.
Для исключения возможности повышения давления в каналах свыше допустимого на каждом канале имеется предохранительный клапан 8.
Потенциометр
Потенциометр (рис. 6.14) преобразует угол поворота руля в электрический сигнал в виде линейно изменяющегося напряжения.
Потенциометр состоит из корпуса 1, подвижной системы с контактами 2 и соединительной муфтой 3 и кабелей 16. В корпусе потенциометра неподвижно закреплены три сопротивления 17. Два сопротивления электрически связаны с системой управления изделия и предназначены для снятия сигнала обратной связи. Третье сопротивление связано с системой телеметрического контроля. Сопротивления имеют обмотку из палладиево-серебряной проволоки. Витки обмотки располагаются равномерно по всей поверхности каркаса сопротивлений, что обеспечивает прямолинейность характеристики потенциометра.
С помощью штифтов 5 соединительной муфты потенциометр соединяется с валом руля.
При повороте подвижной системы потенциометра скользящие контакты 14 перемещаются по зачищенным поверхностям обмоток сопротивлений, благодаря чему изменяется напряжение между скользящими контактами и выводами соответствующих им обмоток сопротивлений. В том случае, когда подвижная система принимает крайнее левое или крайнее правое положение, у потенциометра замыкается левый или правый концевой контакт 15.
Графитированный руль
Графитированный руль (рис. 6.13) состоит из графитированного тела руля 24, графитированной защиты 27 и арматуры: планки 25, фиксатора 11 и крепежных деталей.
Тело руля 24 своим основанием входит в паз защиты 27 и крепится в ней четырьмя болтами 12. Болты заворачиваются моментным ключом с моментом 1,2 кгс м.
Защита служит для предохранения вала, подшипников и арматуры руля от теплового воздействия газового потока двигателя, особенно при больших углах поворота руля.
Планка 25 своим пазом надевается на защиту 27 и крепится к ней с помощью планок 23. Между планкой 25 и защитой 27 проложена асбестовая прокладка толщиной 1 мм.
Три кольцевых выступа на руле, получаемые при окончательной обработке собранного руля, и кольцевые впадины лабиринта 28 гасят большую часть кинематической энергии газов, устремляющихся в зазор между рулем и соплом двигателя.
В процессе работы руля от воздействия газового потока рабочая часть руля размывается, в особенности его передняя кромка, в результате чего руль меняет первоначальную форму и рабочую площадь. Для сохранения величины градиента шарнирного момента на валу рабочей части руля придана клиновидная форма. Сечения рабочей части руля по направлению потока представляют собой сверхзвуковые профили.